Одна из основных проблем для учебных аудиторий является разборчивость речи. Естественно, кто хочет – тот услышит, а кто не хочет – не услышит, какое бы оборудование не было установлено. Зачастую, студенты, сидящие на верхних рядах аудитории, слышат не все адекватно то, что им пытается преподнести преподаватель. А основной задачей лектора является не только доходчиво преподнести информацию студентам, но и сделать так, чтобы его слова «долетели» во все части аудитории.
Учебная аудитория – довольно непростая стихия для акустических систем, потому что в отличие от открытого пространства, где звуку физически нет от чего отражаться, в ней, как в замкнутом пространстве, происходят отражения (и даже переотражения звука). Вот именно поэтому с увеличением расстояния от этой акустической системы качество звука падает.
При установке акустических систем в лекционных аудиториях необходимо учитывать время реверберации, т.е. время, за которое рассеется полностью звуковая энергия. Естественно, это все должно планироваться еще на этапе проектирования самого помещения. Если грамотно подобрать звукопоглощающие материалы и геометрические формы отделки стен, потолка и пола, что способствует правильному распространению звука. Но, как показывает опыт, чаще приходится инсталлировать старые учебные аудитории, в которых при проектировании не предполагалось размещение каких либо акустических систем.
Для учебной аудитории, где важно равномерное распространение звука – просто двух АС, установить с тыльной стороны аудитории обычно недостаточно. Даже если установить очень мощные колонки, то рядам находящимся ближе к ним будет очень громко, а к тем, кто находится в дальней зоне, вместо текста долетит «каша». Особенно с учетом отражений и переотражений.
Даже если мы достигнем равномерности распространения акустического сигнала- никто не отменял проблемы разборчивости речи. Это зависит от множества факторов, таких как дикция лектора, умение пользоваться микрофоном и т.д. На этом фоне основной задачей является добиться правильного соотношения прямого и отраженного сигнала, что в свою очередь даст студенту в уши как можно больше прямого звука.
Решения могут быть разнообразными. Можно установить большое количество маломощных акустических систем, либо можно использовать специальные направленные системы с узким углом направленности звука. Для этих целей компания Bose создала так называемый «звуковой прожектор», который способен направить звук горизонтально. Если такую колонку установить на уровне уха человека сидящего в аудитории, то можно добиться равномерное распределение звука на расстоянии до 30м. без потери качества.
Стоимость комплекта для среднестатистической аудитории 40 x 15 м. составит приблизительно 6-7 тыс.евро. В эту стоимость входит 4 направленные акустические системы, контроллер, усилитель, микрофон (которым нужно не забыть научить пользоваться всех преподавателей, читающих лекцию в этом помещении), а также все соединительные провода и разъемы.